Вера Шибаева,
хранитель изящной словесности
Эти страницы дышат дождем, туманами и прохладой, играют солнечными бликами и настраивают на мечтательно-философский лад. Эти украшения соперничают в оттенках, формах и изяществе с вальсирующей пестрой листвой. Достойная компания для вас этой осенью – вдохновляйтесь, очаровывайте, живите прекрасным!
Андре Моруа «Сентябрьские розы» (1956)
Подходящее украшение: кольцо с верхушкой в виде розы
Поздняя любовь способна превратить осень жизни в весну – казалось бы, роман Моруа об этом. Герой книги – знаменитый французский писатель зрелых лет, у которого есть признание читателей и критиков, неоценимая забота и помощь жены, жизнь в достатке и комфорте, но нет эмоций, страсти – источника вдохновения и счастья. Вместо того чтобы подогреть остывшие в браке чувства, Гийом Фонтен (так зовут писателя) ищет романтики на стороне и заводит пару любовных интриг, одна из которых становится для него вполне серьезной и сильной привязанностью. Какие отношения выберет Гийом – прежние или новые? Сочувствовать ли увязшему в любовном треугольнике и жизненной рутине герою или же считать его слабым, непорядочным, малодушным? Прочтите роман и составьте свое мнение.
Не надо упускать возможность быть счастливым; жизнь предоставляет нам не так уж много этих возможностей
Джим Гаррисон «Легенды осени» (1979)
Подходящее украшение: пусеты с бриллиантами
Знаменитый фильм с Энтони Хопкинсом, Брэдом Питтом и Джулией Ормонд имеет литературную первооснову. Это семейная сага с растянутым на долгие годы любовным многоугольником (трое братьев Ладлоу без ума от одной девушки) и сюжетным лейтмотивом: счастье прекрасно и хрупко, как золотой кленовый лист, сорванный ветром с дерева. Осень сменяет осень, принося людям то радость и надежду, то покой и благоденствие, то горе утрат, – такова жизнь. Принять ее ход со смирением или же бросить вызов всему: обществу и его устоям, дикой природе, бегу времени? На последнее решается лишь один из братьев Ладлоу, Тристан, с неукротимой и свободолюбивой, как у зверя, натурой. Читаем, чтобы сравнить книгу и фильм и отправиться благодаря воображению на век назад, к событиям Первой мировой и ревущим 1920-м.
Тайные желания остаются слабыми фантазиями, если не пропитывают волю, достаточно сильную, чтобы их осуществить
Йенс Кристиан Грёндаль «Молчание в октябре» (1996)
Подходящее украшение: подвеска в форме сердца
Если захотите прочитать что-то созвучное меланхоличному осеннему настроению и отправиться в путешествие по чужой душе, откройте роман датчанина Йенса Грёндаля «Молчание в октябре». Все повествование, по сути, монолог 44-летнего искусствоведа, переживающего возрастной и личностный кризис, спровоцированный расставанием с любимой женщиной. Погружаясь в себя, делясь воспоминаниями и размышлениями, он то восхищает читателя откровенностью без приукрашивания своих мыслей и поступков, то раздражает нерешительностью и неуверенностью в себе, которая граничит с инфантилизмом. Что ж, только в романтических мечтах любовь и вообще человеческие взаимоотношения похожи на красивое кружево, в жизни и книгах психологически достоверных это «кружево» скорее напоминает причудливую сетку нагих ветвей в октябрьском небе.
…неважно, на кого направлена твоя любовь, только бы ты имел возможность смотреть в те глаза, которые встречают твой взгляд на этом пути
Майкл Каннингем «Часы» (1998)
Подходящее украшение: часы в ретростиле
Среди всего написанного Майклом Каннингемом это, пожалуй, самое художественно сильное произведение. Не зря в 1999-м роман «Часы» получил Пулитцеровскую премию. Его сюжет – один день из жизни трех женщин, судьбы которых загадочно переплетены благодаря книге. Писательница Вирджиния Вулф работает над романом «Миссис Дэллоуэй» в начале 1920-х в провинциальном английском городке Ричмонд. Домохозяйка Лора Браун из Лос-Анджелеса 1950-х читает эту книгу и мысленно не раз примеряет на себя образ Вулф. А Кларисса Воган, жительница Нью-Йорка 1990-х, носит прозвище Миссис Дэллоуэй, данное ей другом-писателем, и с ней случается почти все то же, что и с героиней романа Вулф. Игры времени здесь не ради мистики, а для усиления драматизма повествования.
…хотя сами слова ушли, то, что было за ними, осталось
Джонатан Коу «Пока не выпал дождь» (2007)
Подходящее украшение: брошь
Многие читатели сравнивают сюжет этого романа с рукоделием в руках почтенной английской леди, сидящей в ненастный день у камина. Петля к петле, стежок к стежку ложатся события, нанизываются судьбы персонажей, оживают узоры воспоминаний. И пожилая леди тоже есть: она перебирает семейный фотоальбом и надиктовывает на кассеты, предчувствуя, что болезнь скоро оборвет ее жизнь, послания для Имоджин, внучки своей родственницы. Вместо фамильных драгоценностей Имоджин завещаны семейные драмы и тайны, возможно, как попытка искупить вину родных перед ней за то, что она воспитывалась приемными родителями. Но, быть может, «отказница» от этого только выиграла, ведь из поколения в поколение в роду леди Розамонд передается ген нелюбви родителей к детям…
…две абсолютно противоположные точки зрения могут быть одинаково истинными
Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» (2015)
Подходящее украшение: длинные серьги
Читая эту книгу Наринэ Абгарян, вы невольно захотите сравнить ее сюжет со знаменитым романом Маркеса «Сто лет одиночества» и отчасти будете правы. Писательница действительно вдохновлялась Маркесом, но ее «семейная сага» получилась теплее, уютнее. Жители маленькой армянской горной деревушки Маран, вымышленной, но западающей в душу по-настоящему, живут не в ногу с веком. Их время тягучее, плавное, неспешное, всем правят традиции, завещанные предками. Добровольное отшельничество этих чудаков, простота и честность их слов и дел, наивное восприятие мира, воспоминания о былом, тихое счастье и покорность судьбе подкупают читателя: в эту книжку хочется «сбегать» каждый вечер после рабочего дня, полного суеты… В 2016-м роман «С неба упали три яблока» был удостоен литературной премии «Ясная Поляна».
…мир маленький, а мы большие, хотя по наивности и глупости всю жизнь считаем наоборот
Эльчин Сафарли «Я хочу домой» (2015)
Подходящее украшение: браслет с полудрагоценными вставками
Еще одна восточная повесть-притча от азербайджанского писателя Эльчина Сафарли, медитативная, грустно-прекрасная, полная моря и солнца, славящая любовь и побуждающая к диалогу с самим собой, стремлению глубже себя понять, чтобы лучше понимать окружающих. Погружаясь в размышления и воспоминания главного героя, мы узнаем историю любви и жизни его и его избранницы, путешествуем вместе с ними по различным местам и знакомимся с разными людьми с примечательными судьбами и характерами. Главное в повести Сафарли, как всегда, не сюжет, а особая атмосфера, в которую хочется окунуться, как в море. Хотите продлить бархатный сезон? Не пропустите эту книгу.
У каждого из нас свой дом. И пока мы не построим его внутри себя, глупо искать его снаружи
Запись Книги и украшения с осенним настроением впервые появилась SUNMAG.
Комментарии