Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля
В ноябре вышел финальный сезон «Карточного домика», сериала, который сначала предвосхищал американскую реальность, потом шел с ней ноздря в ноздрю, а под конец слегка съехал с катушек.
«Как они выкрутятся без Кевина Спейси?» – в этом состояла главная интрига шестого сезона. После обвинения актера в домогательствах компания Netflix разорвала с ним договор. Герой Спейси, политик Фрэнк Андервуд, оказался убит, а в центре событий оказалась его вдова Клэр в исполнении Робин Райт.
Робин, конечно, все любят, и ведь именно «Карточный домик» перезагрузил ее актерскую карьеру, сделав актуальной звездой. Но все предыдущие сезоны стояли на харизме Спейси. Элегантная героиня Райт оттеняла хищника Фрэнка Андервуда, они прекрасно смотрелись в паре. Но все же Фрэнк, безжалостный, хитрый, сентиментальный Фрэнк, был антигероем всей Америки.
В шестом сезоне Андервуда нет совсем, сценаристы его убили задним числом. После похорон мужа Клэр, вернувшаяся к девичьей фамилии Хейли, обживается в президентском кресле.
Хоть мадам президент и сменила фамилию, но от Фрэнка не избавилась. Андервуд первый, Андервуд-орижинал в последнем сезоне мелькает тенью, высовывается из могилы. Его голос звучит, хоть и не разу не будет слышим зрителям, его победный стук беспокоит Клэр, где-то в середине всплывают даже прославленные ребрышки, но главное – многие помнят и поминают всуе его правила. Так что вместо ответа на вопрос «Кто же такая эта Клэр Андервуд?» внимательнее всего сезон выяснял, кто же убил Фрэнка Андервуда.
Шестой сезон ожидаемо подхватил феминистические тренды. В первые сто дней нового президентства в Белый дом приходят сотни угроз, в которых Клэр обещают распять: женщина-президент – не президент. Именно это мадам президент и задействует себе во благо почти сразу, не уставая заявлять, что отныне она не будет управляемой и используемой. Клэр активно поддерживает самые агрессивные лозунги #MeToo, и ее рейтинги растут. Она сколачивает женский кабинет министров и открыто выходит на территорию, где прежде играли в основном мужчины. Если Фрэнка сравнивали с Трампом, то президентство Клэр – фантазия на тему президентства Хиллари Клинтон.
От внутреннего благородства Клэр не осталось следа. Она разрушает четвертую стену, вступая в диалог со зрителем гораздо чаще Фрэнка, и ее цинизм, лживость, жажду власти уже не скрыть за внешней элегантностью. Фрэнку было удобно использовать людей, Клэр для политических манипуляций использует гендер.
И сезон, который на первый взгляд кажется таким феминистским и пропагандирующим расширение прав и возможностей женщин, в сущности, оказывается сатирой, а новая Клэр – милитаризированной паучихой, которая затаилась перед тем, как напасть
Да, до сих пор ее величайшее умение – быть недооцененной противником и, когда тот расслабится, нанести удар.
Клэр потеряла своего главного соперника в лице мужа, поэтому авторам пришлось искать адекватную замену. В сериале появились два новых антагониста, Билл Шепард и его сестра Аннет, представители олигархов, заинтересованных в свержении Клэр. Они периодически пытаются захватить власть и ведут свою игру, но, поскольку этих персонажей мы видим впервые, они выглядят так, словно ждут своей участи (понятно же, что у всех их побед короткий срок). Соперником Клэр стал главный убийца сериала (после Фрэнка) Даг Стэмпер. Он, как преданный пес, даже после смерти хозяина остается ему верным.
«Карточный домик» без Кевина Спейси уже не акцентируется на интригах и политических играх. У Клэр Хейли палец лежит на ядерной кнопке, и это уже не игрушки. Несмотря на то что сама Клэр действует весьма решительно, неуверенной кажется рука авторов. Это и неудивительно, сценарий в связи с увольнением Спейси пришлось переписывать. Хотелось бы, однако, чтобы это сделали более элегантно.
Для зрительского финала Клэр нужно было бы искупить вину серьезной героической жертвой и, сойдя с президентства, уехать провожать закат на юга, начав новую главу жизни в экологичном стиле «ешь, молись, люби». На деле Клэр превратилась в перемигивающееся со зрителями абсолютное зло. А финал безо всяких шуток мог бы стать началом мистического хоррора в духе «Омена», так что, если у сценаристов «Американской истории ужасов» творческий кризис, они знают, к кому обращаться. Остановиться, конечно, стоило гораздо раньше, а финальный сезон сильно сдал без Спейси, хотя Робин Райт и сделала все, что могла.
«Карточный домик» закончился, хоть и погрузив Белый дом в хаос и поправ демократические и гуманистические ценности, но все же напомнив о неоднозначном милосердии, которое проявил в самой первой серии Фрэнк Андервуд, убив раненую собаку и впервые заглянув нам в глаза.
Запись Финал сериала «Карточный домик»: что это было? впервые появилась SUNMAG.
Комментарии