Рита Железнякова,
редактор и журналист, последний романтик планеты Земля
Прощаясь с 2018-м, подводим киноитоги и вспоминаем самые заметные фильмы, выходившие на большие экраны.
«Богемская рапсодия»
Фильм, всколыхнувший волну народной любви к группе Queen и породивший бесконечное сравнивание персонажей с прототипами. Кто спорит, жизнь всегда больше, трагичнее и смешнее. Но «Богемская рапсодия» оказалась совсем уж глянцевой картинкой, словно создателей осенил вдохновением художник Шилов. Однако при этом стала самым кассовым музыкальным байопиком за всю историю. Причина этому, вероятнее всего, не качество фильма и игра актеров (хотя Рами Малек, игравший Фредди, сделал все возможное, чтобы вдохнуть в свой образ жизнь), а всеобщая любовь к классному певцу с сумасшедшей энергетикой и к вечной музыке Queen.
«Реинкарнация»
Хорроры давно пытаются раздвинуть рамки жанра, и в случае с «Реинкарнацией» все получилось. У художницы Энни, которая делает крохотные модели домов и людей, умирает тираническая мать. Этот уход не перерастает в трагедию, отношения родственников были натянутые. Но с того момента в семье Энни, состоящей из мужа, сына-подростка и странной дочурки, начинают происходить ужасные вещи. Тони Коллетт, которую сюрпризом было увидеть в ужастике, отрабатывает потерю, горе, депрессию и все грани ужаса до тончайших деталей.
«Лето»
Фильм Кирилла Серебренникова рассказывает историю меланхоличной, ускользающей, почти бесплотной любви юного Цоя и жены Майка Науменко Натальи и перебивается бодрыми, отлично поставленными музыкальными номерами с хитами Talking Heads, Игги Попа и Blondie.
«Лето» – не пересказ событий, не попытка байопика и даже не работа в жанре «что было бы, если бы…». Это лирическая зарисовка, признание в любви, рассказ о нас сегодняшних больше, чем рассказ о молодом и наглом Цое, тонком благородном Майке, нашедшем нирвану на питерской крыше БГ, сгорающем на глазах Панке…
«Магазинные воришки»
Фильм режиссера Хирокадзу Корээды обязателен к просмотру хотя бы потому, что получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
Перед нами семья из бедного квартала. Отец подворовывает в супермаркетах и учит этому сына, его младшая сестра танцует за стеклом, мать трудится в прачечной. Всех их очень поддерживает пенсия бабушки, которая не лыком шита. Однажды в этой семейке появляется пополнение – девчушка, которую отец подобрал на улице. Вместо того чтобы вернуть ребенка родителям, герои начинают считать ее своей дочкой. Несмотря на криминальную составляющую, «Магазинные воришки» – лучший фильм года про семью.
«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Джоан Роулинг так лихо закрутила вторую часть «Фантастических тварей», что некоторые вопросы приходилось распутывать всем фейсбуком. Главных осталось два, и все они связаны с великим добрым волшебником Дамблдором. Первый вопрос: каким образом у Дамблдора появился брат Криденс? Второй вопрос: почему мы раньше не замечали, что Дамблдор – гомосексуалист? Каково! Ждем, что в следующей части нам все разложат по полочкам. Хотя, скорее всего, лишь больше запутают…
«Холодная война»
Эпическая история любви, которую режиссер Павел Павликовский уложил в каких-то полтора часа.
Музыкант Виктор собирает по послевоенной Польше ансамбль из поющих самородков. Девушка Зула, пышнотелая, отчаянная, тягучая и огненная одновременно, поражает Виктора сразу в самое сердце. Дальше события развиваются как в песне – по куплетам: отрывочно, но ярко. Влюбленных несет то в Берлин, на первые гастроли, то в Париж с его джазовыми подвальчиками и курящей богемой, то обратно в Польшу. Кажется, что не политика встает у них на пути, а их собственная страсть сжигает их, заставляя причинять боль, уходить, приходить, соединяться навсегда.
«Человек, который убил Дон Кихота»
Фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» – самое большое ожидание и крупное разочарование года. Работа над картиной велась аж с 1990 года, но кино, кажется, там и застряло. Все уже было, было… Про союз счастливого и безумного эскаписта с материальным снобом Гиллиам рассказал гораздо тоньше в «Короле-рыбаке», а великолепный Джонатан Прайс порой напоминает своего персонажа из «Бразилии». С другой стороны, если художник постоянно говорит об одном и том же, значит, это волнует его больше всего на свете. И раз кого-то в нашем мире беспокоит борьба с несправедливостью, идея нелепого и благородного донкихотства, значит, остались и донкихоты.
«Суспирия»
Живописный ремейк классического джалло Дарио Ардженто уходит от жанра эротического триллера в попытку более серьезного высказывания. Пожалуй, самый претенциозный фильм года.
Американка Сьюзи поступает в прославленную школу танцев мадам Блан. Не сразу, но все же она замечает, что, кроме танцев, девушек интересует радикализм и колдовство. Тильда Суинтон, играющая сразу несколько ролей, не выходит за рамки образа, а Дакота Джонсон окончательно (был еще замечательный с ней фильм «Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”») порвала с милашкой Анастейшей.
«Дом, который построил Джек»
Чуть ли не про каждый фильм Ларса фон Триера говорят: смотреть невозможно, но он гений. После пятилетнего молчания датчанин вновь представил шокирующее кино, на этот раз про серийного убийцу с обсессивно-компульсивным расстройством. Режиссер в который раз отправляет зрителя в ад, на этот раз говоря прямо: в этом месте сам он живет постоянно.
«Фаворитка»
В широкий прокат «Фаворитка» режиссера «Лобстера» Йоргоса Лантимоса выйдет только в конце января, но единоразовая московская премьера уже состоялась.
Лантимос создал абсурдистскую сатирическую трагикомедию, в которой три хорошие актрисы сыграли чуть ли не лучшие свои роли. Оливия Колман играет королеву Анну, едва удерживающую корону, Рейчел Вайс – решительную герцогиню Мальборо, Эмма Стоун – бедную родственницу герцогини, постепенно отвоевывающую внимание королевы.
Запись 10 самых обсуждаемых фильмов 2018 года впервые появилась SUNMAG.
Комментарии