На 69-м Каннском фестивале Вуди Аллен представил новую ленту «Светская жизнь» с Джесси Айзенбергом, Блейк Лайвли и Кристен Стюарт. Вуди 80 лет, но он продолжает каждый год снимать по фильму. Их уже столько, что впору запутаться, тем более что героем режиссер нередко выбирает альтер-эго – вечного подростка за сорок. Для тех, кто не знает, как подступиться к творчеству Вуди Аллена, мы подобрали семь важных картин, которые ну обязательно стоит посмотреть.
«Энни Холл», 1977
Одна из лучших трагикомических и романтических комедий всех времен и народов, подарившая нам фразу «Мастурбация – это секс с человеком, которого любишь».
Фильм получил в 1978 году четыре «Оскара» в самых приятных номинациях: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучшая женская роль. Дайан Китон, сыгравшая главную роль, стала первой женщиной, которая сумела заинтересовать Вуди Аллена настолько, что он вывел ее в кино на первый план.
Сам фильм, посвященный истории отношений стендап-комика Альви и певицы Энни, стал финальной точкой в романе Китон и Аллена (кстати, других любовниц героя Аллена в фильме сыграли его реальные пассии).
«Манхэттен», 1979
История о 42-летнем нью-йоркском невротике, который расстался со второй женой (она оказалась лесбиянкой), закрутил роман с семнадцатилетней Трейси, очаровался богемной феминисткой Мэри и, кажется, все-таки понял, кого он на самом деле любит.
В «Манхэттене» участвуют три восхитительные актрисы. Юную Трейси играет внучка Хэменгуэя, Мэриел Хэменгуэй, роль Мэри досталась Дайан Китон, а в небольшом, но заметном эпизоде вы увидите молодую Мэрил Стрип.
«Манхэттен» – признание в любви к Нью-Йорку с его небоскребами, упирающимися в небо, Центральным парком, Пятой авеню, Бруклинским мостом, сказанное под музыку Джорджа Гершвина, композитора, столь же влюбленного в этот город.
Фильм – важный ключ к пониманию вечного героя Вуди Аллена, который не может остановиться, вдохнуть и решить навсегда, что хорошо, а что плохо. Возможно, для этого он слишком умный.
«Воспоминания о звездной пыли», 1980
Вуди Аллен, который в основном ненавидел свои фильмы, а выдающийся «Манхэттен» умолял «положить на полку», называл «Воспоминания о звездной пыли» одной из лучших своих картин (вторая в списке – «Пурпурная роза Каира»).
Фильм – ремейк «8 1/2» Федерико Феллини, ироничный, черно-белый, нежный и меланхоличный. Именитый режиссер Сэнди Бейтс останавливается в отеле «Звездная пыль», чтобы собраться с мыслями перед съемками важного фильма. Он испытывает сильное давление: поклонники и критики требуют от него комедий, а он хочет снимать глубокое кино. Жизнь его разлетается на кусочки, он потерялся между двумя женщинами и не может найти смысл жизни. Все это время звучат Чарли Паркер с Диззи Гиллеспи, а красивейшие молодые Шарлотта Рэмплинг и Джессика Харпер завораживают поворотом головы…
«Зелиг», 1983
Псевдодокументальный фильм (очень смешной) о загадочном Леонардо Зелиге, который мог мимикрировать под любого из своего окружения. Человек-хамелеон страдает такой сильной формой конформизма, что способен перевоплощаться в разных людей: от Гитлера до Чаплина, от толстяка до афроамериканца. Этим он привлекает внимание психоаналитика в исполнении еще одной важной женщины в жизни Вуди Аллена – Мии Фэрроу. Кино выглядит, как будто снято оно в 30-х годах, для этого один из лучших операторов, с которыми работал Аллен, – Гордон Уиллис – использовал старую аппаратуру и даже топтал пленку ногами.
«Ханна и ее сестры», 1986
Мелодраматичная семейная сага, сценарий которой Аллен стал обдумывать, перечтя «Анну Каренину». Картина получила три «Оскара», среди которых алленовский – за лучший сценарий, и два – за актерские работы Дайэнн Уист и Майкла Кейна.
В центре внимания три сестры Ханна, Ли и Холли, у которых могло бы быть все хорошо, не будь они героинями Вуди Аллена. Второй муж Ханны влюбляется в Ли; Ли хочет оставить своего пожилого супруга; Холли, пребывающая в депрессии, встречает бывшего мужа Ханны. При этом семейству нужно собраться вместе и пережить День благодарения…
«Все говорят, что я люблю тебя», 1996
Мюзикл (!), действие которого происходит в трех красивейших городах: Париже, Венеции и Нью-Йорке. Мало можно найти фильмов с таким количеством звезд на квадратный метр: там Джулия Робертс и Голди Хоун, Дрю Бэрримор и Эдвард Нортон, Натали Портман и Тим Рот.
Мелкие семейные разборки раздуваются до абсурдных размеров и форм, герои, живущие в 90-х, поют песни 50-х и не забывают танцевать. Шутками, как всегда, проложены все диалоги: от признаний в любви до религиозных споров.
«Матч Пойнт», 2005
Самый сильный фильм Вуди Аллена в его поздней карьере, начало его режиссерского романа со Скарлетт Йоханссон. Первая его картина, снятая в Великобритании, с британскими актерами (не считая Йоханссон).
Известный в прошлом теннисист Крис страстно хочет пробиться в высшее общество. Для этого он готов на многое: женитьбу на нелюбимой женщине, ложь, предательство и на убийство.
Режиссер не стал заставлять актеров сыпать интеллектуальными шутками, отошел от скетчевой манеры, а снял триллер, который держит интерес зрителя до самого финала, словно Аллен в семьдесят лет вдруг по-иному взглянул на мир.
Запись По следам Канн: 7 важных фильмов Вуди Аллена впервые появилась SUNMAG.
Комментарии